Организация сферы обслуживания

К непроизводственной сфере относятся отрасли экономики, кото­рые непосредственно обслуживают население (сфера обслуживания) или обеспечивают существование общества в целом (управление, наука, искусство, профессиональное образование, армия и органы право­порядка). Некоторые отрасли сферы обслуживания (торговлю, обществен­ное питание и др.) иногда относят к производственной сфере, так как они имеют дело с материальными предметами (в отличие от здравоохране­ния, образования и т.п.).

С развитием общества роль непроизводственной сферы возрастает, что особенно наглядно проявляется в росте доли занятых в этой сфере. В 1913 г. в непроизводственной сфере было занято всего около 5% работ­ников Российской империи. К 90-м годам доля непроизводственной сферы в структуре Организация сферы обслуживания занятости выросла до 35%. В 2004 г. в непроизводственной сфере России работало около 35 млн человек, что составляет почти 60% всех занятых в экономике страны. Но это все еще ниже уровня наиболее развитых государств мира (в США — более 70% занятых).

Спецификой сферы обслуживанияявляется то, что она предостав­ляет услуги, направленные на удовлетворение потребностей конкретного человека — индивидуального потребителя. Услуги могут быть платные (когда потребитель сам платит за услугу как за рыночный товар) или бес­платные. Во втором случае услугу оплачивает государство из части валового внутреннего продукта. Спрос на платные услуги в своей основе определяется материальным достатком потребителей. Бесплатные услуги в принципе должны предоставляться всем Организация сферы обслуживания нуждающимся. Но так как сред­ства государственного бюджета, выделяемые на эти цели, ограниченны, качество бесплатных услуг часто оказывается низким. И потребители, имеющие финансовые возможности, предпочитают пользоваться анало­гичными услугами на платной основе.

В сфере обслуживания выделяются следующие основные отрасли:

· розничная торговля и общественное питание (магазины, рынки, столовые, кафе);

· бытовое обслуживание (ремонт и пошив одежды, обуви и др., парик­махерские, химчистки, пункты проката и т.д.);

· жилищно-коммунальное хозяйство (предоставление жилья с его благоустройством);

· кредитно-финансовое обслуживание (банки, страховые организации);

· рекреационное обслуживание (туристические и экскурсионные организации, дома отдыха, гостиницы);

· здравоохранение (поликлиники, больницы, медпункты, санатории, учреждения физкультуры и спорта);

· социальное обеспечение (детские Организация сферы обслуживания дома, дома для престарелых и инвалидов, организации пенсионного обеспечения);

· услуги связи (почта, телеграф, телефонные переговорные пункты);

· культурное обслуживание (театры и кинотеатры, музеи, библио­теки, клубы и дома культуры, радио и телевидение, издательства);

· образование и воспитание детей (детские сады и ясли, общеобра­зовательные учебные учреждения).

Важнейший принцип размещения учреждений сферы обслуживания — удобство пользования для потребителя услуг. При этом учреждения рас­полагаются не только вблизи мест жительства, но и вблизи мест работы, а также на маршрутах ежедневных поездок людей, особенно в пунктах пересадок с одного вида транспорта на другой. Но для некоторых учреж­дений — санаториев, домов отдыха, туристических гостиниц — более Организация сферы обслуживания важно наличие соответствующих ресурсов (рекреационных или лечебно-оздоровительных) .



Территориальная организация обслуживания определяется частотой спроса на те или иные услуги. При этом выделяются услуги:

· повседневные, которые нужны каждый день или почти каждый день (покупка продуктов в продовольственных магазинах, пользование дет­скими садами и яслями, школами, услугами жилищно-коммунального хозяйства);

· периодические, которые нужны несколько раз в месяц (парикма­херские, химчистки, кинотеатры, библиотеки);

· эпизодические, которые нужны несколько раз в год или реже (покупка и ремонт предметов длительного пользования, туристические поездки, театры, музеи).

Наиболее рассредоточено и близко к потребителю (в зоне пешеход­ной доступности) располагаются учреждения, оказывающие повседнев­ные услуги. В городах они обязательно Организация сферы обслуживания находятся в каждом микрорайоне, часто их по нескольку (продовольственных магазинов, детских садов и т.д.). Учреждения, оказывающие периодические услуги, иногда име­ются и в отдельных микрорайонах, но обычно концентрируются в центрах городских районов (в крупных городах) или в центре города (в неболь­ших городах). Территория их обслуживания (и соответственно количе­ство населения) больше, чем у предыдущей группы учреждений. Для потребителей эпизодических услуг наиболее важно качество услуг, а не территориальная близость учреждений. Поэтому учреждения по оказанию эпизодических услуг, как правило, наиболее крупные, обслуживают значительные территории и располагаются в центре города. В малых городских поселениях в составе агломераций учреждения некоторых Организация сферы обслуживания отраслей сферы обслуживания данного уровня вообще отсутствуют. Жители таких поселений пользуются эпизодическими услугами в сосед­них крупных городах — центрах агломераций.

Определенную специфику имеет территориальная система обслужи­вания в сельской местности. Большинство сельских населенных пунктов не имеет вообще никаких учреждений сферы обслуживания, так как отличается малой численностью населения. Учреждения по оказанию повседневных услуг располагаются в сравнительно крупных поселениях, имеющих выгодное транспортное положение или являющихся админи­стративными и хозяйственными центрами низшего ранга — центрами сельских администраций, центральными усадьбами крупных сельскохо­зяйственных предприятий. Учреждения по оказанию периодических услуг располагаются в самых крупных селах, часто являющихся районными центрами. Большинство эпизодических услуг сельские жители могут получать лишь в Организация сферы обслуживания близлежащих городах.

Взаимосвязанные учреждения, находящиеся на одной территории, образуют территориальные системы обслуживания. При этом обычно можно выделить центры обслуживания и тяготеющие к ним территории — зоны обслуживания. Центр обслуживания — это населенный пункт (или часть города), имеющий неместное значение, т.е. притягивающий к себе потребителей из других поселений (или других частей города). В неко­торых отраслях центры обслуживания образуют четкую иерархию. Так, в подчинении областной больницы, оказывающей высококвалифициро­ванную специализированную помощь, находятся районные больницы данного региона. В подчинении каждой районной больницы находится несколько участковых больниц и поликлиник, оказывающих первичную врачебную помощь. В подчинении участковой больницы находятся медицинские (фельдшерские) пункты Организация сферы обслуживания, оказывающие первую вневрачеб-ную помощь и проводящие ежедневные процедуры. Зона обслуживания учреждений вышележащего уровня полностью включает в себя зоны обслуживания всех учреждений нижележащего уровня иерархии.

В России выделяется следующая иерархия центров обслуживания:

1. столица — Москва;

2. главные центры экономических районов и федеральных округов (Санкт-Петербург, Екатеринбург и т.д.);

3. центры регионов — субъектов Российской Федерации (Курск и т.д.);

4. межрайонные центры, обслуживающие население нескольких районов внутри региона (Новомосковск в Тульской области и др.);

5. районные центры;

6. кустовые центры, обслуживающие население нескольких сельских администраций внутри района;

7. центры сельских администраций;

8. сельские поселения, имеющие учреждения сферы обслуживания.

Особую специфику размещения имеют рекреационные и санаторно-курортные учреждения. При Организация сферы обслуживания их размещении важным оказывается не только близость к потребителю услуг, но и наличие соответствующих природ­ных и социально-экономических ресурсов. Два рекреационно-курортных района сформировалось на Северном Кавказе — наиболее благоприятном по природным условиям районе России, располагающем к тому же боль­шими запасами минеральных вод и другими лечебными факторами. Это район Кавказских Минеральных Вод в Ставропольском крае (города Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и др.) и Черноморское побережье Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик). Многочисленные курорт­ные учреждения располагаются также на побережье Балтийского моря в Калининградской области. Даже в условиях резкого снижения платеже­способного спроса населения, вызванного социально-экономическим кри­зисом, рекреационно Организация сферы обслуживания-курортных районов в стране явно не хватает.

Большую вместимость имеют рекреационные и санаторно-курорт­ные учреждения Московской области. Их развитие было обусловлено не благоприятными природными условиями, а близостью потребителя. Рас­считаны они в основном на краткосрочные отдых и лечение. Важные центры туризма расположены в Северо-Западном (Санкт-Петербург с пригородами, Новгород. Псков) и Центральном экономических райо­нах (города Золотого кольца — Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Углич, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Сергиев Посад).

Особый случай представляет территориальная организация еще двух отраслей непроизводственной сферы: науки и профессионального обра­зования.


documentbdjvpcz.html
documentbdjvwnh.html
documentbdjwdxp.html
documentbdjwlhx.html
documentbdjwssf.html
Документ Организация сферы обслуживания